CТОА "АВТОМАСТЕР"

 Ремонт иномарок, ДВС, КПП, ходовой и электрооборудования автомобилей.

Время работы: Понедельник-Суббота с 8:00 до 17:00; Воскресенье - выходной.

Новочебоксарск,
ул. Силикатная 17, 
8-903-357-80-02 (приём заказов),
(8352) 73-35-49 (автозапчасти)

Замена цепи ГРМ на двигателе 3.6 Субару

Существует миф что цепь в приводе ГРМ это штука вечная и что ее в отличии от ремня менять нет необходимости. На наш взгляд ресурс цепи (втулочно-роликовой) при использовании качественного масла составляет 250-300тыс км.

Очень часто проблемы возникают даже раньше, не от механического износа цепи, а от нарушений с ее натяжением. Если сравнить типы привода ГРМ (цепь и ремень) то можно заметить что ремень обычно натягивается натяжным роликом на основе пружин, а цепь обычно поддерживается гидронатяжителем который со временем (и от неправильной эксплуатации) может заклинить (закоксоваться).

Для предотвращения заклинивания многочисленных исполнительных механизмов работающих от системы смазки двигателя:- фазовращателей, управляющих золотников, гидрокомпенсаторов и в нашем случае гидронатяжителей многие производители моторов рекомендуют использовать масла класса вязкости 5W/30.У этого класса масел более стабильные свойства по текучести (прокачиваемости) по сравнению с другими классами масел.

Склонность к закоксовыванию гидронатяжителей заложена конструктивно. Дело в том что вышеназванные исполнительные механизмы обычно непроточного типа, т.е. давление масла воздействует на плунжер который перемещаясь натягивает цепь. Так как ход плунжера очень незначительный, обновляться масло может внутри механизма только за счет утечек через зазоры в сопряжениях этого механизма. Поэтому очень важно чтобы масло легко текло через эти зазоры, если течь будет затруднена (например от не того масла или несвоевременной его замены), то внутри натяжителя (вследствие застоя масла) будут образовываться отложения, которые приведут к его заклиниванию.

В подтверждение наших слов приводим следующий пример:

Субару Легаси в топовом исполнении с двигателем 3,6 приехала с шумом цепи.

В оппозитном двигателе Субару два ряда цилиндров расположенных один напротив другого, соответственно для каждого ряда есть два распредвала (впуск/выпуск). Распредвалы левого и правого ряда приводятся двумя разными цепями, причем правый ряд вращается не от звездочки коленвала, а от промежуточной (двухрядной) звездочки, которая вращается в свою очередь от левой цепи.

 

 

Для натяжения цепей установлены два гидронатяжителя: - один для левого ряда сверху, другой для правого снизу.

При дефектовке деталей привода ГРМ выяснилось, что цепи вытянулись по сравнению с новыми, незначительно, башмаки и успокоители тоже практически не изношены.

Причина шума: - отсутствие должного натяжения цепи.

Из рис 3 видно, что плунжер может двигаться при работе только в одном направлении (в сторону натяжения цепи). Движению в обратном направлении препятствует винт упор со специальной упорной резьбой. Такая конструкция предотвращает ослабление цепи в случае колебания давления масла. При такой конструкции ход плунжера в процессе работы очень небольшой и это способствует отложению смол на паре плунжер – цилиндр. Если плунжер будет вследствие этого туго двигаться относительно корпуса, то давления масла будет недостаточно чтобы двигать его вперед и гидронатяжитель перестанет натягивать цепь.

Для восстановления подвижности разбираем и чистим гидронатяжители. Чтобы зарядить гидронатяжитель (для монтажа) нужно сжимать плунжер струбциной и одновременно вращать его по резьбе упора-винта, далее фиксируем сжатый узел чекой. После монтажа натяжителя чеку выдергиваем. Как вариант можно купить новые натяжители.

Для сравнения на рис. 4 изображен натяжитель, тоже Субару, но для двигателя с ремнем ГРМ, здесь натяжение обеспечивается за счет пружины, а колебания ремня гасятся силиконовым демпфером. Здесь проблем с заеданием натяжителя мы ни разу не фиксировали.

К слову есть еще гидравлические устройства которые выполняют роль и натяжителя и фазовращателя одновременно. Например у Фольксвагена, как на рисунке 5. На этом моторе два распредвала связаны между собой цепью, а между ветвями стоит этот натяжитель. Если с помощью электронно-управляемого золотника изменять положение башмаков, то будет изменяться взаимное положение валов и соответственно, будут изменяться фазы на распредвале впуска. Этот узел очень часто приходится менять.

 

При сборке двигателя Субару 3,6 есть еще один интересный момент. Обычно чтобы правильно собрать газораспределительный механизм распредвалы и коленвал фиксируются специальными приспособлениями, чтобы обеспечить точную взаимосвязь этих элементов. На Субару эта взаимосвязь достигается с помощью меток на цепях, т.е. метки на цепях должны совпадать с метками на звездочках.

 

С точки зрения ремонтника это большой плюс, так как не требуется покупать дорогущий специнструмент. После сборки все нормализовалось, цепь шуметь перестала.

Суть сей басни не в том, что моторы с цепями плохие, как раз наоборот, тем более что в каждом моторе есть гидрокомпенсаторы, фазовращатели и др. Просто для предотвращения описанной ситуации нужно соблюдать простые и понятные правила эксплуатации а именно:

1 Применять масло с характеристиками рекомендованными производителем автомобиля. При этом, не обязательно следовать какому- то бренду. Главное чтобы было соответствие классу вязкости, классу нагрузки и допуску производителя мотора. Каждый производитель масла указывает на упаковке каким допускам производителей автомобилей соответствует их масло.

2 Строго следовать периодичности замены масла.

3 Двигатель не обязательно прогревать перед движением до рабочей температуры, но давать полную и среднюю нагрузку до полного прогрева нежелательно. Другими словами прогревать можно в движении, двигаясь потихоньку. При этом если брать общесуточный пробег в целом, конечно лучше сокращать движение с недопрогретым двигателем.

Станция Технического Обслуживания Автомобилей "АВТОМАСТЕР". Новочебоксарск, ул. Силикатная 17, 
8-903-357-80-02 (приём заказов), (8352) 73-35-49 (автозапчасти)