CТОА "АВТОМАСТЕР"

 Ремонт иномарок, ДВС, КПП, ходовой и электрооборудования автомобилей.

Время работы: Понедельник-Суббота с 8:00 до 17:00; Воскресенье - выходной.

Новочебоксарск,
ул. Силикатная 17, 
8-903-357-80-02 (приём заказов),
(8352) 73-35-49 (автозапчасти)

Замена ремня ГРМ

СТОА АВТОМАСТЕР проводит работы по замене ремня ГРМ,
квалифицированно, с использованием специального инструмента.

→ Об услугах СТОА АВТОМАСТЕР

Что нужно знать при тех. обслуживании газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя.

Для неопытного ремонтника установка фаз может стать неприятным сюрпризом. Основной момент такой – механик уже разобрал двигатель или договорился о его ремонте с клиентом автомобиля, при этом не придал значения отсутствия приспособлений для фиксации распредвала, установочных шаблонов для звездочек VANOS, фиксатор коленвала и т.д. Для решения тех или иных задач связанных с ремонтом агрегатов необходимо, на наш взгляд для начала купить специнструмент и только потом уже брать машины в сложный ремонт. Но к сожалению в России практически все с точностью да наоборот.

Другой момент, на многих современных двигателях натяжение ремня ГРМ при его установке производится "автоматически" - механик лишь фиксирует положение натяжного ролика. Но моторов, где ремень надо натягивать "руками" (а не пружиной или иными способами), по прежнему довольно много.

 

Итак вопрос о тех.обслуживании газораспределительного механизма можно разделить на две части

  1. Как обеспечить правильность установки взаимодействующих частей ГРМ (распредвалов, коленвала, балансирных валов). От этого зависит будет или нет двигатель нормально работать на всех режимах (холостой ход, максимальная мощность, приемистость). Если раньше было достаточно все детали поставить по меткам то в настоящее время в связи с широким распространением фазорегуляторов (устройства для смещения, в процессе работы двигателя, фаз ГРМ) и усложнением конструкции двигателя такие метки производители моторов очень часто не ставят.
  2. Как правильно обеспечить установку и натяжку ремня ГРМ (для моделей без автоматического натяжителя). Если ремень недотянуть то тогда он может перескочить через зубья ведомых или ведущих колес. Если перетянуть то резко сокращается ресурс ремня и он может не доработав положенного пробега порваться.. Финал в обоих случаях один, поршни бьют по клапанам, те гнуться. Работа по устранению последствий называется кап.ремонт головки блока и стоит это не дешево. Если привод цепной то опять-же возникает вопрос как правильно установить гидронатяжители. Данный вопрос также актуален и для поликлиновых ремней привода вспомогательных механизмов (генератора, компрессора ит.д.)

Шаблоны, специальный инструмент для замены ремня ГРМ

Шаблоны для замены ремня ГРМ ауди Шаблоны для замены ремня ГРМ Шаблоны для замены ремня ГРМ

Рассмотрим данные вопросы более подробно на примере моторов разных производителей.

Как правильно натянуть ремень

Производители автомобилей рекомендуют делать это с помощью приборов которые определяют натяжку по частоте свободного колебания натянутого ремня. Например вот описание прибора Рено. Сразу отметим, что сложного в измерении ничего нет. Ставим ремень, подносим прибор, "щёлкаем" пальцем по ремню и сверяем показания (частоту) с табличными данными.

Измерение вибрации ремня- Принцип работы

Данный прибор измеряет частоту вибрации ремня.

Частота колебаний — физическая величина, которая в данном случае отражает с высокой точностью степень натяжения ремня. Единица измерения - Герц (Гц).

Измерительная головка 1 состоит из двух

датчиков и 1B, которые позволяют измерять колебания, возникающие в ремне после

прикосновения к нему.

Измерение должно производиться только одним датчиком, второй датчик служит эталоном и

должен находиться вне поля измерения.

Каждый из двух датчиков может использоваться в качестве измерителя или эталона.

Диапазон измерения: 30 - 520 Гц.

Погрешность измерения: ± 1 Гц < 100 Hz и ± 1%>100 Гц.

Технология измерения

Включите прибор выключателем4. Подведите измерительную головку 1 к ветви ремня, натяжение которой измеряется. Расположите измерительную головку на расстоянии Х примерно 5 - 10 мм от ремня. Измерение может производится на поверхности 7 или 8 ремня в зависимости от доступности. Для измерения можно использовать датчик или 1B, при условии, что датчик, служащий эталоном, находится вне поля измерения.

 

 

 

 

 

Измерение производится при колебаниях ремня, вызванных прикосновением пальца. Измерение подтверждается коротким звуковым сигналом.

Для проверки натяжения ремня с помощью частотометра нужно создать предварительное натяжение ремня с помощью приспособления которое создает усилие на ветку ремня где производится замер. Приспособление поворачивается динамометрическим ключом в месте где указывает заводской мануал с усилием примерно 1.1 даНм и произвести замер опять же в указанном месте. Если нет приспособления для создания предварительного усилия нужно провернуть коленвал 2-3 оборота для выравнивания напряжений на ремне.

 

 

1 Место установки приспособления для придания предварительного напряжения

MТочка измерения

Частота должна соответствовать заданной для данного мотора, если нет повторная регулировка.

Здесь показано создание предварительного напряжения с помощью приспособления и динамометрического ключа и последующий замер натяжения с помощью частотометра.

Для ремней привода вспомогательных агрегатов тоже –самое. Задается место где нужно произвести измерение и значение частоты. Если ремень не новый то натяжение устанавливается 80% от заданного для нового ремня.

1Шкив коленчатого вала

2Шкив генератора

3, 7 Ш к и в насоса гидроусилителя рулевого управления

4 Шкив компрессора кондиционера

5 Натяжной ролик

6Обводной ролик

MТочка измерения

 

Вот пример проверки натяжения ремня ГРМ ВАЗ прибором Contitech

Что же всё-таки дают подобные приборы для моториста? Показания прибора - это объективная, а не субъективная оценка. Можно конечно повернуть ремень на 90 градусов, подёргать или понажимать на него... Однако, это скорее эмпирическая, нежели точная оценка. Единственным недостатком является пока что отсутствие данных для всех моторов. Компенсировать это можно выбором мотора по совпадающей компоновке ремня (в инструкции на прибор Contitechэта информация есть).

 

Что нужно знать при замене и выборе нового ремня ГРМ

Важным моментом для безопасной работы двигателя является также качество самого ремня (а именно материал из которого сделан ремень).

До 1985 года во всем мире при производстве приводных ремней использовался неопрен, который был одним из самых высококачественных и высокотехнологичных материалов. В 1985 году “Contitech” делает мощный рывок вперед в области технологии, выведя на рынок первые приводные ремни из высоконасыщенного нитрила (HSN) - жаропрочного синтетического каучукового материала. Это труднообрабатываемый материал, требующий существенной модификации производственных линий, который к тому же имеет очень высокую себестоимость. Однако чрезвычайно высокий уровень эксплуатационных свойств, который он реализует, позволяет полностью решить задачи, стоящие перед новым поколением приводных ремней. Внешне приводной ремень, выполненный из HSN выглядит также, как и ремень предыдущего поколения, выполненный из неопренового каучука, однако при установке на современные двигатели с их более напряженными температурными режимами становится очевидным его значительное превосходство. Этим оправдывается и сравнительно высокая стоимость приводных ремней последнего поколения. Если же мы зададимся целью сопоставить превышение стоимости нитрилового ремня (HSN) над стоимостью неопренового и, учтем количество замен ремня в процессе эксплуатации и затраты с этим связанные, в том и в другом случае, то окажется, что потребитель, выбравший новый ремень, выигрывает дважды:

во-первых - снизив непосредственные затраты на обслуживание приводных ремней в процессе жизненного цикла автомобиля,

во-вторых - резко повысив надежность работы этого важного для безопасной эксплуатации двигателя узла.

Исходя их этих соображений, производители практически всех современных двигателей остановили свой выбор на приводных ремнях, выполненных по технологии HSN. Например если раньше ВАЗ рекомендовал менять ремень ГРМ через 50-60тыс. км., то теперь на «Приорах» заявляется периодичность замены 100тыс.

Классификация ремней по профилю, (отражена в маркировке ремня)

Руководство по определению и устранению типовых неисправностей:

При эксплуатации и замене приводного ремня следует помнить:

- контрольную проверку натяжения приводного ремня производите при замене масла (или при появлении симптомов, описанных в разделе “типовые неисправности”);

- внешне похожие ремни не взаимозаменяемы;

- установка приводных ремней, которые по качеству не соответствуют требованиям установленным производителем оборудоваяния, может привести к серьезным поломкам двигателя и к неоправданным затратам на его ремонт, которые в десятки раз превысят стоимость рекомендованного приводного ремня и его установки.

- только используя ремни, полностью соответствующие требованиям первоначального оснащения Вашего оборудования , могут быть достигнуты оптимальная мощность двигателя и максимальный моторесурс как самого двигателя, так и его навесных механизмов.

- в процессе эксплуатации регулярно проверяйте на износ приводные ремни, состояние натяжителей и роликов натяжителей.

- никогда не используйте повторно ранее использовавшийся приводной ремень.

Как правильно выставить фазы ГРМ при замене ремня

Процесс замены ремня ГРМ рассмотрим на примере двигателя Рено с фазовращателем

Для того чтобы открутить гайки шкивов их нужно предварительно зафиксировать от возможного смещения с помощью приспособления

Перед установкой ремня нужно расположить распредвалы как на рисунке с права

Убедитесь, что зубчатый венец фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов надежно зафиксирован (венец не вращается ни влево, ни вправо).

Далее устанавливаем приспособление для фиксации распредвалов.

Фиксируем коленвал с помощью пина вставленного в выемку коленвала.

Натягиваем ремень ГРМ вращая ролик автоматического натяжителя по часовой стрелке

Совместите метки (6) и (7) на натяжном ролике с помощью шестигранного гаечного ключа на 6 мм,

вставленного в отверстие (B).

Проверните на шесть оборотов газораспределительный механизм (со стороны газораспределительного механизма) за зубчатый шкив распределительного вала выпускных

клапанов с помощью приспособления Mot. 799-01.

.

Совместите метки (6) и (7) при необходимости, ослабив гайку оси натяжного ролика не более чем

на один оборот, удерживая ролик шестигранным ключом на 6 мм. Затем окончательно затяните

гайку моментом 2,8 даН.м.

Вот так выглядит набор инструментов для установки фаз ГРМ для разных двигателей Пежо, Рено

Следующий пример посвящен замене цепи привода ГРМ для двигателя с фазовращателем

Регулировка фаз газораспределения двигателя Фольсваген В6

Двигатель 1.6л

Снимите крышку распределительного механизма.

Снимите клапан рециркуляции ОГ.

Установка болта в ременный шкив коленвала

Для прокручивания коленвала вставьте опорную втулку, ременный шкив коленвала 2 и болт коленвала 3, после чего вкрутите болт (используйте контропору 3415).

Снимите свечу зажигания первого цилиндра. Для этого используйте съемник и свечной ключ.

Установка адаптера и индикатора

Вкрутите адаптер для индикатора часового типа до упора в гнездо свечи зажигания .

Вставьте индикатор часового типа с удлинителем до упора и прижмите его гайкой.

Прокрутите коленвал в направлении вращения двигателя до ВМТ первого цилиндра. Запомните положение малой стрелки индикатора часового типа.

Затем поверните коленвал против направления вращения двигателя обратно на 45°.

Надавите на планку натяжителя 1 в направлении стрелки и зафиксируйте поршень стопорным штифтом .

Пометьте фломастером направление хода цепи ГРМ 3.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Центральный болт фазовращателя 2 имеет левую резьбу.

Снятие фазовращателя

Выкрутите болты 2 и 4 и снимите фазовращатель 1 с цепи ГРМ 3. Для удерживания используйте контропору.

Вновь насадите фазовращатель 1.

Замените болты 2 и 4 и затяните болт 2 на 40 Н·м, а болт 4 на 50 Н·м.

Проверните впускной и выпускной распредвалы, пока фиксатор распредвалов не войдет в отверстия в распредвалах до упора.

Фиксатор распредвалов

Стопорные штифты1должны войти в отверстия 2. Отметка «TOP» должна быть видна сверху.

ПРИМЕЧАНИЕ

При прокручивании распредвалы нельзя смещать по оси.

Крепление фиксатора

Для крепления фиксатора вкрутите болт M6 от руки; не затягивая его.

Открутите болты звездочек распредвалов. Для этого обязательно используйте контропору.

ПРИМЕЧАНИЕ

Фиксатор распредвалов нельзя используйте в качестве контропоры.

 

Снимите одну звездочку распредвала.

Положите цепь ГРМ, соблюдая направление хода, на звездочки распредвалов и вновь насадите снятую звездочку.

Вкрутите болты распредвалов настолько, чтобы звездочки еще проворачивались на распредвалах (так как соединение безшпоночное).

Натяните цепь ГРМ, вытянув стопорный штифт.

Поверните коленвал в направлении вращения двигателя в ВМТ первого цилиндра. Допустимое отклонение от ВМТ первого цилиндра ±0,01 мм.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Если коленвал был прокручен далее ВМТ более, чем на 0,01 мм, его следует еще раз поверните против направления вращения двигателя примерно на 45°. В заключение приведите коленвал в направлении вращения двигателя в ВМТ первого цилиндра.

 

Удерживайте с помощью контропоры звездочки распредвалов 1 и 5 в данном положении и затяните болты 2 (левая резьба) с моментом затяжки 40 Н·м и 4 на 50 Н·м (рис. 2.37).

 

ПРИМЕЧАНИЕ

При затяжке болтов распредвалов коленвал не должен проворачиваться, а цепь ГРМ 3 должна оставаться натянутой по обеим сторонам.

 

Снимите фиксатор распредвалов.

Поверните коленвал в направлении вращения двигателя на два оборота в ВМТ первого цилиндра. Допустимое отклонение от ВМТ первого цилиндра ±0,01 мм.

Вставьте фиксатор распредвалов в отверстия в распредвалах до упора.

Если фиксатор распредвалов не вставляется

Повторите регулировку.

Если фиксатор распредвалов вставляется

Снимите фиксатор распредвалов, удерживайте звездочки распредвалов с помощью контропоры и вкрутите болты 2 (левая резьба) и 4 обычным ключом на 1/4 оборота (90°). (рис. 2.37).

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Центральный болт фазовращателя 2 имеет левую резьбу.

ПРИМЕЧАНИЕ

Звездочки при затяжке болтов не должны прокручивайтеся на распредвалах.

 

Поверните коленвал еще раз в направлении вращения двигателя на два оборота в ВМТ первого цилиндра. Допустимое отклонение от ВМТ первого цилиндра ±0,01 мм.

Вставьте фиксатор распредвалов в отверстия в распредвалах до упора.

Если фиксатор распредвалов не вставляется повторите регулировку.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

Установите крышку распределительного механизма.

Установите поликлиновой ремень.

Замените уплотнительные кольца заглушек распредвалов и смажьте их маслом перед монтажом.

 

Как мы видим здесь также необходимо использование спец.приспособлений.

Существуют и комбинированые схемы привода ГРМ
Например когда ремень вращает один распредвал, а с другой стороны стоит цепной привод второго (обычно впускного ) распредвала.

Двигатель Фольсваген В6 2л Замена ремня ГРМ и фазовращателя выглядот так:

Метки ВМТ

Ремень ГРМ здесь устанавливается как на обычном двигателе по меткам и натягивается автоматическим натяжителем.

Установленный с обратной строны фазовращатель с цепным приводом меняется следующим образом.

Крепление корпуса с клапаном изменения фаз газораспределения

Снимите корпус с клапаном изменения фаз газораспределения

Правильная укладка распредвалов

Совместите отметку на шестерне распредвала с отметкой на крышке зубчатого ремня. Выемки стоят вертикально друг напротив друга

Фиксатор распредвалов

Установите фиксатор распредвалов, как показано на рисунке, и закрепите его.

Открутите крепежный болт фазовращателя торцевой насадкой.

Фиксация натяжителя

Сожмите натяжитель цепи А и зафиксируйте его стопорным штифтом В.

Выкрутите крепежный болт фазовращателя и снимите его вместе с цепью.

 

Установка фазовращателя

Распредвалы должны быть застопорены фиксатором распредвалов.

Наденьте цепь на фазовращатель.

Совмещение вырезов фазовращателя

Поставьте фазовращатель перед выпускным распредвалом, чтобы совместите вырез А со шипом

Установка цепи на звездочку впускного распредвала

В таком положении проложите цепь сначала вверху на звездочку впускного распредвала

Прокручивание распредвала цапфовым ключом

Медленно прокрутите впускной распредвал цапфовым ключом по направлению стрелки А, пока фазовращатель не насадится на распредвал

Станция Технического Обслуживания Автомобилей "АВТОМАСТЕР". Новочебоксарск, ул. Силикатная 17, 
8-903-357-80-02 (приём заказов), (8352) 73-35-49 (автозапчасти)